Искусственный интеллект, наука и театр: четвертый день фестиваля «КСТАТИ» в Новосибирске
1 октября в Новосибирске началось с «атомной» пробежки. Ученики школы бега «I LOVE RUNNING» и любители здорового образа жизни собрались в Заельцовском парке, чтобы отчитаться о замерах радиационного фона, которые они делали в разных точках города в течение всей недели, бегая во время тренировок с дозиметрами. Радиационный фон Новосибирска соответствует нормам.
Иркутский нейрохирург Василий Чипизубов на своей лекции в Новосибирском государственном медицинском университете рассказал о навигационных технологиях в нейрохирургии. «Нейрохирургия сегодня – это высокотехнологичная отрасль, активно использующая компьютерные технологии. Использование навигации позволяет, например, удалять опухоли мозга. Голова пациента фиксируется, делается 3D-проекция опухоли, затем планируется операционный доступ, и хирургическое вмешательство происходит максимально точно, без повреждения других участков мозга», – пояснил спикер. Навигационные технологии используются и при лечении травм позвоночника, сосудов и артерий, и даже болезни Паркинсона.
Лекция Владимира Сурдина, астронома, кандидата физико-математических наук, была посвящена кометам. «Стоит вот такой небольшой пылинке черкнуть по небу, и вы можете с уверенностью сказать, что видели комету. Этот маленький 2-3-граммовый камешек находится на расстоянии около двухсот километров, и видим мы довольно яркую вспышку. Откуда энергия? Это кинетическая энергия, и она высока из-за большой скорости движения частицы – от 11 до 70 километров в секунду. То есть, такая частица за секунду может пересечь Москву», – рассказал лектор.
Тему искусственного интеллекта и нейросетевых алгоритмов раскрыл Михаил Бурцев, кандидат физико-математических наук, заведующий лабораторией нейроинтеллекта и нейроморфных систем НИЦ «Курчатовский Институт». Нейросетевые алгоритмы уже сейчас используются для распознавания и классификации изображений и голоса. Еще они способны к обучению, к генерированию или предсказыванию алгоритмов и к нейроуправлению.
Главный редактор портала «Грамота.ру» Владимир Пахомов стал проводником по Вселенной словарей русского языка, и теперь новосибирцы, пришедшие на лекцию, точно знают, чем толковый словарь отличается от этимологического, зачем нам орфоэпический словарь и по каким критериям отличить хороший словарь от плохого. Важно обращать внимание на авторство и объем словаря. Так, например, спикер описал ситуацию со словарем Д.Н. Ушакова: «Дмитрий Николаевич Ушаков умер в 1942 году, а недавно в магазине я обнаружил новый словарь современного русского языка под его авторством. Это хулиганство и не более! Какие научные основы могут быть у этого словаря?» Иногда незнание расшифровки сокращений, принятых в словарях, приводит к курьезным ситуациям. Владимир Пахомов привел некоторые из них: «Советские цензоры спрашивали авторов словарей: «Что это у вас за сов. и несов. у глаголов? Какое право вы имеете делить слова на советские и не советские?»
После показа фильма «Сахар» прошло его обсуждение с нейрофизиологом Ильей Захаровым и физиологом Антоном Захаровым. Антон Захаров отметил, что выводы, сделанные в фильме, правильны, но доказательства того, что много сахара – это вредно, не всегда приведены корректно. «Научно-популярный фильм отличается от пропагандистского тем, что описывает серьезное научное исследование, а «Сахар» – это, по сути, видеодневник человека, решившего проверить, насколько полезно «здоровое питание». Тем не менее, в главном автор прав, потому что переизбыток углеводов может привести к печальным последствиям, но прямой зависимости между тем, что мы едим, и нашим состоянием нет. Это более сложная тема, тут играют роль и генетические факторы, и внешняя среда, и количество съедаемой пищи, и еще много другого», – прокомментировал эксперт.
Завершился четвертый день фестиваля новым форматом – «Science Drama». Актеры и ученые устроили читку пьесы «Защита диссертации». Автор пьесы – Валентин Турчин, а написана и впервые поставлена она была в «атомном» Обнинске в 60-х годах. Количество желающих увидеть синтез науки и искусства было настолько велико, что пришлось вместо одного запланированного сеанса устроить два. «Очень интересно, а ученые играют даже лучше актеров»; «Я как будто на защите диссертации побывал – настолько правдоподобно», – делились зрители после премьеры.